Northern Fortress - Hanko

History

Hanko arms

For the first time this place was mentioned in the Swedish annals of XIII century as reliable shelter for the sea ships. The narrow passage between two islands Hauensuoli keeps many old inscriptions and autographes on it's stones of seafarers of those times. Approximately since XV centuries Hanko was used as sea port.

In XVII century small fortress and custom were founded here. In XIV century Swedes built the fortifications on the three islands near to Hanko. In 1714 during Seven-year War Russian gained a victory above Swedish fleet near to Hangöudd (Gangut - rus., Hankoniemi - fin.) fortress. In 1910 strengthening of Hanko were included in structure of russian sea Fortress of Peter the Great.

The port of Hanko began to rapidly developed with constructing the railway to Helsinki area in 1873. It was unique nonfreezing port in all Finland in those times. The city itself was founded a year later - in 1874. Hanko became a pearl of Southern Finland at once - magnificent summer residences and villas (area Spa Park) began appears here in the beginning of the last century .

In the beginning of XX century more than 400 thousand peoples immigrated from Finland to England and further to America, Australia and Canada; the most of them leaved Motherland through the port of Hanko. Since then beacon Russari (that on an entrance of harbour) has been named "Eye of Hanko", because it was the last sign of native land for poor emigres.

By the Soviet-Finnish peace treaty in 1940 the peninsula of Hanko was rented by Soviet Union for 30 years for creation the naval base. July, 1941 here were 28 thousand garrisons, artillery (caliber up to 12'), coastal fleet and aviation. Construction of strengthenings on peninsula began in 1940 from both sides - Finnish and Soviet. In 1941 an isthmus of peninsula has 5 defensive lines on the Soviet side.

So called Harpaskog Line was constructed on the Finnish side of the front line. There were 46 concrete bunkers for machineguns and antitank guns in the end of May 1941. Another 141 bunkers were under construction. Harpaskog Line covered the sea coast and islands and crossed the Hanko neck near to 3 km north of present day Front Museum. Numerous machinegun nests and antitank gun's positions were prepeared for the battle. The trench line with barbed wire infantry obstacles complied the defence of the Line.

In the beginning of war (June, 29) Finns tried to grasp peninsula straight off by forces of two divisions. Naturally, it was not possible. Then they begun block and shell Hanko. The keeping of Hanko naval base became meaningless with grasping Tallinn and Moonsund's archipelago by Germans. Finns have begun to remove the armies and to send it to the front to Karelia. Evacuation of base began October, 26, 1941 and lasted to December, 2. The exact amount of victims and losses of evacuation has not known. 27 from 88 transport ships were missed.

By the armistice of 1944 of USSR refused of the rent of peninsula. Local residents begun to come back in it's destroyed houses in 1942.

Nowadays Hanko is silent resort one-storeyed small town where would be pleasant to pass the rest of a stormy life...

Impressions

One of the most beautiful places I ever seen. It can be strongly recommended for visiting, survey and admiration of local nature first of all.

Fortress Hanko has not found actually (by me). All I saw were a pair of little blockhouses, quayes, rusty guns and etc. However there are many military prohibited zones with precautionary inscriptions - fortress may be there?

There are not any monuments and buildings of Soviet history period. It is strange...

It was autumn. Places were uninhabited, empty and fascinating...

All the same - it was good!

To the top of the page
Home > Hanko: Main Front museum City Hauensuoli Gustavsvärn fort Morgonlandet Plan Where is it Links
Staraja Ladoga Shlisselburg Kexholm  Koporje  Vyborg Bip Castle Gatchina K.B.Monastery Peter&Paul Fortress Tikhvin Izborsk Novgorod Pskov Ivangorod Porkhov Pechory Raseborg Olavinlinna Taavetti Lappeenranta Hamina Kyminlinna Hameenlinna Kastelholm Turku Narva Tallinn Vaxholm Visby Oscarsborg
Fort Ino  Fort Krasnaya Gorka  Fort Alexander  North. Forts  South. Forts  Sveaborg  Hanko
Coastal Artillery 
Mannerheim Line  KaUR  Nevskij Bridge­head  VT Line  KrUR  Salpa Line  Harparskog Line  Gotland  
Russian version   Guest Book
S e a r c h . . .
manufactured by Goss.Ru
Hosted by: hc.ru

Alex Goss Photography - Фотографии городов и стран, битв и сражений, разного и прочего...

Экскурсии по крепостям - Fortress Tours - Silver-Ring.ru

Северные крепости - Ханко

История Ханко (Ганге, Гангут)

Hanko arms

В первый раз это место упоминается в шведских летописях 13 века, как надёжное укрытие для морских судов. Узкий пролив между двумя островами Hauensuoli хранит на своих камнях множество надписей и автографов мореплавателей тех времён. Примерно с 15 века Ханко используется как постоянная стоянка (порт).

В 17 веке здесь была учреждена небольшая крепость и таможенный пункт. В 18 веке шведы основательно укрепили три острова около Ханко. В 1714 году в ходе Семилетней войны русскими здесь была одержана крупная победа над шведским флотом. В 1910 году укрепления Ханко были включены в состав Крепости Петра Великого.

Основное развитие порт Ханко получил с прокладкой сюда железной дороги в 1873 году. В те времена это был единственный незамерзающий порт Финляндии. Город был основан годом позже - в 1874 году. Ханко сразу же стал жемчужиной Южной Финляндии - с начала прошлого века здесь стали появляться роскошные дачи и виллы (район Spa Park).

В начале ХХ века из Финляндии иммигрировало более 400 тысяч человек, большая часть - через порт Ханко в Англию и далее в Америку, Австралию и Канаду. С тех пор маяк Руссари, что на входе в гавань, называют "глаз Ханко", его огонь был последним напоминанием искателям лучшей доли о навек покидаемой Родине.

По советско-финляндскому мирному договору 1940 г. полуостров Ханко был передан Советскому Союзу в аренду на 30 лет для создания военно-морской базы. К июлю 1941 года здесь было 28 тыс. гарнизона, артиллерия (до 12 дм), флот, авиация. Постройка укреплений на полуострове началась ещё в 1940 году, причём с обоих сторон. В 41-м году перешеек полуострова с нашей стороны пересекало 5 оборонительных линий.

С финской стороны была сооружена линия Harpaskog, где к маю 1941 г насчитывалось 46 бетонных пулемётных и артиллерийских бункеров, и ещё 141 были в процессе строительства. Линия проходила по морскому побережью и островам и пересекала перешеек примерно в 3 км севернее нынешнего Фронтового Музея. Кроме бункеров, имелись многочисленные пулемётные и ПТ-орудийные позиции, НП и сплошная линия траншей на перешейке с проволочными заграждениями перед ней.

С началом войны (29 июня) финны попытались силами двух дивизий захватить полуостров с ходу. Естественно, не удалось. Тогда приступили к блокированию, в сочетании с артобстрелами и бомбёжками. После сдачи Таллина и Моонзундского архипелага Ханко оказался в глубоком тылу противника. Финны начали снимать свои войска и отправлять на фронт. Дальнейшее срхранение ВМБ было признано бессмысленным. Эвакуация базы началась 26 октября и пролжалась до 2 декабря. Точное количество потерь при эвакуации неизвестно. Из 88 кораблей, учавствовавших в эвакуации, были потеряны 27.

По мирному договору 1947 года СССР отказался от аренды полуострова. Местные жители начали возвращаться в свои разрушенные войной дома еще в 1942 году. С мая 2001 отсюда ходит суперпаром в город Росток (несколько часов - и ты в континентальной Европе).

Ныне Ханко - эти тихий курортный одноэтажный городок, где было бы приятно провести остаток бурной жизни...

Ханковские впечатления

Одно из красивейших мною виденных мест. Рекомендуется к посещению, осмотру и восхищению местной природой в первую очередь.

Не найдена собственно крепость Гангут. То есть: имеется несколько блокгаузов, пристани, ржавые пушки и т.п. Впрочем - на полуострове во множестве - военные запретные зоны с предупредительными надписями (в т.ч. и на русском кстати языке) - может там?

Практически почти ничего - от советского периода истории. Хоть бы армейский Дом Культуры и ПолитПросвещения...

Ехать - всё-таки надо в сезон. Можно посещать острова и принимать солнечные ванны (кому врач назначил). И не на пол (чёрт возьми!) дня...

Всё равно - хорошо!

На верх страницы
Домой > Ханко: Главная Фронтовой музей Город "Щучие кишки" Форт Gustavsvärn о.Моргонланд История Ханко План Где это Ссылки
Старая Ладога  Шлиссельбург  Кексгольм  Копорье  Выборг  Замок Бип  Гатчина К.Б.монастырь Петропавловка Тихвин Изборск Псков Ивангород Новгород Порхов Печоры Латрун Масада Разеборг Савонлинна Тааветти Лаппеенранта Хамина Кюменьгород Хямеэнлинна Кастельхольм Турку Свартхольм Нарва Таллинн Ваксхольм Висбю Карлстен Оскарсборг Хойторп Фредрикстен Хегра
Форт Ино  Форт Красная Горка  Кронштадт  Форт Александр  Сев. Форты  Юж. Форты  Свеаборг  Ханко 
Береговая Артиллерия 
КаУР  Линия Маннергейма  Невский пятачок  Карельский вал  КрУР  Линия Салпа  Линия Харапарског  Готландский  УР 
English version
Я в ВК   Я в FaceBook
Гостевая Книга (не работает)
П о и с к
manufactured by Goss.Ru
Hosted by: hc.ru

Alex Goss Photography - Фотографии городов и стран, битв и сражений, разного и прочего...

Экскурсии по крепостям - Fortress Tours - Silver-Ring.ru