Northern Fortress - Fortress Hemsö

Fortress Hemsö

At the mouth of the river of Ångermanälven Hemsön island is. There is one of the largest fortress of the Cold War surviving to our time - Fortress Hemsö. 140-meter-high granite mountain Storåberget in the center of the island is riddled with numerous passages and tunnels, studded with armored gun's turrets, dotted with observation posts, MG bunkers and radar installations.

This area has always played an important role in the Swedish defense. In 1809, during the Finnish War, Russian Navy has repeatedly attacked the coast, the city of Härnösand was burned, as well as many villages on the coast. However, the first permanent fortifications and artillery batteries appeared here only in 1916 during the 1st World War.

Because of big strategic value of the place, as well as the growing political situation, the Swedish government decided to build a fortress Hems in 1953. Construction lasted for 4 years and was surrounded by a veil of secrecy. However, this veil has been partly dispelled when, after the revelations in 1963 Soviet agent Colonel Stig Wennerström of Swedish Air Force, it was found out that he had handed over to the Soviet Union classified information, including plans for the Hemsö fortress.

In 1964 in the fortress of large-scale modernization was carried out in the Fortress in order to increase its resistance to nuclear and chemical weapons.

Three vast underground complexes: turret 15.2 sm Storråberget battery, turret 8.5 sm Havstoudd battery and command and fire posts Kläffsö now are available for visit here. Under thick layer of granite barracks, warehouses, machine rooms, powder magazines, staff rooms and much, much more are safely sheltered. The garrison of a several hundred man could live and fight independently here for 5 months.

In 1989 Hemsö fortress has been decommissioned and until 1992 served as the educational center of the Sweden School of coastal artillery. In 1992 most of the fortress installations were transferred to civil authorities, along with all fortress equipment in full completeness.

Currently, there are guided tours for interested visitors in the fortress installations, accompanied by amiable Swedish-Finnish-Norway-Danish-English-speaking guides. Russian-speaking guides are not present, but write to me, and we can think about it...

Impressions

It is impressive not so much by it's size and preservation of structures, but the fact that all this was given free to the use of civilians in full working order and completeness, including bed linen and the secret library, not to mention the armament, wiring, etc. Like most such museums in Sweden tis one also exists due to the fees of visitors and small grants, and of course - the selfless work of many volunteers.

The underground vaults are clean, dry and warm. Everything is neatly painted, metal parts are lubricated. To maintain the necessary low humidity here requires considerable effort.

Special experience was a spending the night in underground barracks on the Swedish soldiers bunk. The local museum have such service for those who like to plunge into the life of a soldier in the Cold War times. The beds in the barracks are comfortable with warm blanket. The modest soldier's dinner with a few bottles of beer adds some wartime feeling.

But most interesting was that the fortress at night was in full my disposal and I could get anywhere I want, without any restrictions...

To the top of the page
Home > Fortress Hemsö: Main 15.2 sm turret battery Firepost 7.5 sm turret battery Where is it? Layout Links
Staraja Ladoga Shlisselburg Kexholm  Koporje  Vyborg Bip Castle Gatchina K.B.Monastery Peter&Paul Fortress Tikhvin Izborsk Novgorod Pskov Ivangorod Porkhov Pechory Latrun Masada Raseborg Olavinlinna Taavetti Lappeenranta Hamina Kyminlinna Hameenlinna Kastelholm Turku Svartholm Narva Tallinn Arensburg Vaxholm Hemsö Visby Carlsten Oscarsborg Høytorp Fredriksten Hegra
Fort Ino  Fort Krasnaya Gorka  Kronstadt  Fort Alexander  North. Forts  South. Forts  Sveaborg  Hanko 
Coastal Artillery 
Mannerheim Line  KaUR  Nevskij Bridge­head  VT Line  KrUR  Salpa Line  Harparskog Line  Gotland  
Russian version   Guest Book
S e a r c h . . .
manufactured by Goss.Ru
Hosted by: hc.ru

Alex Goss Photography -    ,   ,   ...

Северные крепости - Крепость Хемсё

Крепость Хемсё (Hemsö)

В устье большой реки Ångermanälven, находится остров Hemsön, на котором расположена одна из самых больших, из дошедших до нашего времени, крепостей времён Первой Холодной войны - крепость Хемсё (Hemsö). 140-метровой высоты гранитная гора Storåberget в центре острова пронизана многочисленными ходами и тоннелями, утыкана бронированными башнями с орудиями, усеяна потайными наблюдательными пунктами и радарными установками.

Этот район всегда играл важную роль в обороне Швеции. В 1809 году во время Финляндской войны русский флот неоднократно атаковал побережье, сжег город Харносанд, а также множество деревень на побережье. Однако первые долговременные укрепления и артиллерийские батареи здесь появились лишь в 1916 году во время 1-й мировой войны.

Учитывая большую стратегическую ценность данного места, а также в свете обостряющейся политической обстановки, шведское правительство приняло решение о строительстве крепости Хемсё в 1953 г. Стройка длилась 4 года и была окружена завесой строгой секретности. Впрочем, завеса эта была частично развеяна, когда после разоблачения в Швеции 1963 году агента советского ГРУ полковника шведских ВВС Веннерстрёма  выяснилось, что он  передал Советскому Союзу в том числе и планы этой крепости.

В свете упомянутых событий в 1964 году в крепости была проведена масштабная модернизация с целью повысить её устойчивость к ядерному и химическому оружию.

Ныне здесь доступны к осмотру три обширных подземных комплекса: Башенная 152 мм батарея Storråberget, Башенная 85 мм батарея Havstoudd и Командно-наблюдательный пункт Kläffsö. Под многометровой толщей гранита надежно укрыты казармы, склады, машинные залы, пороховые погреба, штабные помещения и многое, многое другое. Гарнизон в несколько сотен человек мог автономно жить здесь и сражаться в течении 5 месяцев.

В 1989 году крепость была выведена за штат и до 1992 года служила учебным центром Школы береговой артиллерии Швеции. В 1992 году большая часть сооружений крепости была передана в ведение гражданских властей вместе со всем оборудованием в полной комплектности. Последнюю фразу хочется особо подчеркнуть, вспомнив обычай наших военных увозить с собой всё, включая оконные и дверные рамы и прочую сантехнику вплоть до фановых труб.

В настоящее время в помещениях крепости проводятся экскурсии для желающих посетителей в сопровождении любезных шведско-финно-норвего-датско-англо говорящих гидов. Русско-говорящих нету, но вы пишите мне, может и договоримся...

Впечатления

Впечатляет даже не столько обширность и сохранность сооружений, сколько то, что всё это отдано в пользование гражданским в полной исправности и комплектности, включая постельное бельё и  секретную библиотеку, не говоря уж о ЗИПах, электропроводке и т.п. Как и большинство подобных музеев в Швеции этот также существует за счет входной платы с посетителей и небольших грантов и конечно - бескорыстной работе многочисленных волонтёров.

В подземельях чисто, сухо, тепло. Всё аккуратно покрашено, металлические части обильно смазаны - видно. что поддерживать необходимый низкий уровень влажности здесь требует значительных усилий.

Особый опыт - ночевка в подземной казарме на шведской солдатской койке. Есть у здешнего музея такая услуга для любителей окунуться в солдатский быт времён Холодной войны. Койки в казармах удобные, бельё постирано, одеяло теплое. Скромный солдатский ужин с несколькими бутылками пива добавляет.

Но самое интересное, что ночью крепость была в полном моём распоряжении - броди один где хочешь, как хочешь, фотографируй по всем дырам и закоулкам, которых там ох как до фига! Чем я и занимался в меру оставшихся после выпитого пива сил...

На верх страницы
Домой > Крепость Хемсё: Главная 152-мм башенная батарея КНП 75-мм батеря Где это План Ссылки
Старая Ладога  Шлиссельбург  Кексгольм  Копорье  Выборг  Замок Бип  Гатчина К.Б.монастырь Петропавловка Тихвин Изборск Псков Ивангород Новгород Порхов Печоры Латрун Масада Разеборг Савонлинна Тааветти Лаппеенранта Хамина Кюменьгород Хямеэнлинна Кастельхольм Турку Свартхольм Нарва Таллинн Ваксхольм Висбю Карлстен Оскарсборг Хойторп Фредрикстен Хегра Хемсё
Форт Ино  Форт Красная Горка  Кронштадт  Форт Александр  Сев. Форты  Юж. Форты  Свеаборг  Ханко 
Береговая Артиллерия 
КаУР  Линия Маннергейма  Невский пятачок  Карельский вал  КрУР  Линия Салпа  Линия Харапарског  Готландский  УР 
English version
Я в ВК   Я в FaceBook
Гостевая Книга (не работает, сука)
П о и с к
manufactured by Goss.Ru
Hosted by: hc.ru

Alex Goss Photography - Фотографии городов и стран, битв и сражений, разного и прочего...