Северные крепости - Кронштадт (цитадель)

Кронштадская крепость

История сего острова Котлина (Рутусаари, Рычард) в общем известна каждому образованному русскому человеку, отчего в дальнейшем изложении ограничусь лишь кратким перечислением фактов и дат, не углубляясь особо в дебри.

"1703 году в мае месяце, блаженныя памяти Государем Петром Великим... заложены при устье Невы на выгодном острове Люст-Еланте крепость Санкт-Петербург." Осенью того же года зачали строить на море у Котлина острова крепость Кроншлосс (Кроншлот), кою и закончили и поставили на оную артиллерию в начале мая будущего года. С его момента началась история Кронштадской крепости. Здесь же мы трактовать будем об укреплениях на острове Котлин, относящихся до собственно города Кронштадт и ограниченных небольшими пределами его.

После Полтавы, в 1709 Петр "под потерянием живота" приказал строить гавани и склады на острове против Кроншлота, для чего на остров свезено было значительное число шведских пленных и русских крестьян для валки леса и собирания камней. В 1712 под неусыпным бдением самого царя началось и само строительство. Постройкой гаваней руководил англичанин на российской службе Э.Лейн.

С 1712 года начали возведение кирпичных "губернских" домов, деньги и строителей на коих должны были отчислять каждая из российских губерний. К тому же году относится основание первого кирпичного завода. В работах принимал участие архитектор Д.Трезини. Всё остальное кирпичное строительство в России было царем запрещено.

В 1718 году строительство Купеческой гавани было в целом завершено установкой на молах вокруг неё 100 пушек. Кронштадт превращался в "Русские Дарданеллы".

Кстати, ещё в 1707 году в Кронштадте основана футшточная служба для измерения уровня моря, единая на всей территории Российской империи.

В 1791 году начат строительством Петровский док. Сотни солдат и крестьян рыли в болотистом грунте огромный канал вглубь острова. Дабы расчистить место под строительство пришлось снести более полутора сотен домов и изб обывателей и офицеров гарнизона. Пётр мечтал превратить Кронштадт в новый Амстердам, для чего хотел покрыть весь остров сетью каналов. В 1720 году закончили Среднюю и Военную гавани.

Октября 7-го, 1723 года заложена Цитадель или Главная крепость и повелено было отныне называть её Кронштадт, и никак иначе (опять же "под потерянием живота"). Царь самолично разметил новые верки бастионного фронта в западной части крепости.

В 1724 году случилось два больших наводнения, отчего новое строительство на пару лет совсем прекратилось и все силы пошли на ремонт порушенного стихией. Ограда Цитадели в виде земляных валов с дерево-земляными же батареями была окончена в 1729 году.

Гавани и молы в то время имели деревянные стенки, что было недолговечно и некрасиво, потому в 1734 году в гаванях сделаны были первые пробные работы по облицовке их диким камнем. Однако императрица Анна Ионанновна решила, что сие зело дорого, и гавани остались деревяные.

В 1752 году инженером И. фон-Люберас наконец то закончен строительством Петровский док с доковым бассеином, для откачивания воды из коего в 1777 году установлена была первая в России промышленная паровая машина аглицкого производства.

В 1781 году по инициативе адмирала Грейга и под руководством инженера Боура начата облицовка камнем стенок кронштадских гаваней.

В 1783 году знатно полыхнуло Адмиралтейство в Санкт-Петербурге и изрядно напуганная сим Екатерина II повелела перевести его ко всем чертям подальше от Зимнего дворца в Кронштадт. Всё адмиралтейское начальство и прочие чиновники тем указом зело "обрадованы" были. Возведение Нового Адмиралтейства по проекту адм. Грейга началось в 1785 году. Адмиралтейство представляло из себя обширный комплекс складов, заводов и мастерских, окруженных Обводным каналом. Опять пришлось сносить пару сотен домов горожан, чтобы расчистить место для строительства. Впрочем, питерские адмиралтейские чиновники в "матросский Сахалин" так и не переехали.

С питьевой водой на острове были постоянные проблемы - попросту говоря, не было тут своей питьевой воды, пока в 1804 году не построили водопровод, кстати, первый в России. Воду брали из невской струи в заливе и посредством деревянных труб доставляли в город.

В 1824 году случилась катастрофа - самое высокое наводнение в Кронштадте. Вода достигала 4 м. выше ординара. Объём разрушений не поддаётся никакому описанию. Городскую ограду, валы и бастионы размыло полностью, людей погибло множество, иных уносило в море целыми караульными командами вместе с будками.

Крепость начали восстанавливать сразу же, начали с фортов на Южном фарватере. Тогда же начали строить новую кирпичную ограду города с оборонительными казармами, которую полностью окончили только к 1840 году.

В 1826 году в крепости было 17 тысяч гарнизона и несколько тысяч обывателей, на вновь восстановленных фортах и укреплениях острова Котлин стояло 1150 орудий. Летом этого года в городе Кронштадте случился большой и разрушительный пожар.

В 1840 г в с.-в. углу города выстроено нынешнее здание военно-морского госпиталя, основанного ещё в 1717 году указом Петра, но своего здания до сего времени не имевшее.

К 1847 году относится основание в городе Пароходного завода, который и был открыт в марте 1858 года. Работа его главным образом заключалась в ремонте механизмов паровых кораблей.

В 1855 году открыт наконец Морской или Путиловскй канал, позволивший морским судам заходить прямо в Петербургский торговый порт, минуя Кронштадт. С этого момента коммерческий порт Кронштадта стал приходить в упадок. Однако Кронштадт продолжал активно развиваться как ВМБ - к тому времени казармы города могли вместить 30 тыс человек.

В Крымскую войну крепость приведена была в осадное положение и видела у фортов своих многочисленный союзный флот неприятеля, не дерзнувший однако ж атаковать открытой силой ввиду грозных морских фортов крепости и новоизобретенных плавучих морских мин, во множестве поставленных на большом Кронштадском рейде.

Появление в 1860-х гг мощных крупнокалиберных нарезных орудий сделало береговые кирпичные укрепления крепости устаревшими и не нужными. Укрепления одевались в бетон и размещались всё дальше от Цитадели. В 1865 году городские верки были разоружены и стали застраиваться и разбираться на хозяйственные нужды.

В 1879 г. в Главном штабе крепости и классе Минной школы была установлена первая в России телефонная связь. Городской же телефон появился в городе лишь в 1897 году.

В 1905 и 1906 гг. отмечены в истории Кронштадта открытым восстанием моряков влоенного флота, при котором некоторое количество офицеров было жестоко убито.

В 1901-13 гг в Кронштадте на Якорной площади возведена самая выдающаяся постройка Кронштадта - Морской собор (проект архитектора В.А.Косякова). 1913 год также ознаменован пуском первой в стране городской электростанции в здании бавшей Голландскй кухни.

Что такое был Кронштадт 1917 года и какова его роль в тех событиях говорить, думаю, излишне. Всякий образованный русский и так не знает. А необразованный... пускай идёт лесом и там образуется. Будучи тыловой базой и не участвуя в боевых действиях ПМВ, гарнизон крепости был благодарной аудиторией для агитаторов самого разного толка. В марте 1917 Кронштадт стал первым городом в России, где была установлена власть Советов. А всего через три с небольшим года: "Эх клёшики, что наделали/были красными, стали белыми..." - в Кронштадте началось восстание под лозунгом "Советы без большевиков", которое Лениным, Троцким и Ко было утоплено в крови самым жестоким образом.

В 1918 год отмечен в истории Кронштадской ВМБ дерзким налётом английских торпедных катеров, которые прорвавшись в гавани, утопили и повредили несколько военных кораблей.

С начала 1920-х гг Кронштадская крепость состояла из трёх секторов (Цитадель, Котлинский и Ижорский) и входила в состав Петроградского УРа. В 1925 г крепость передана ВМФ (Управление Береговой обороны Балтийского моря, затем с 1933 г. БО КБФ) с образованием на её территории Кронштадского УР. К этому времени относится появление на территории города первых пулемётных бетонных огневых точек. Кронштадт стал закрытой территорией, причём западная его часть, начиная от кладбища, была запретной зоной даже для горожан Кронштадта.

Во Вторую мировую Кронштадт вступил обстрелом финских островов Сескар и Лавенсари своими ж/д батареями и главным 305 мм калибром Красной Горки 30 ноября 1939 года. Затем настал 1941 год, налеты и обстрелы, блокада. Самый разрушительный налёт на город был 18 сентября 1941 года, когда прямыми попаданиями двух 1000 кг авиабомб в Средней гавани был утоплен линкор "Марат".

Кронштадт был связующим звеном с Ораниенбаумским плацдармом, который соединяла с "большой землей" т.н. "Малая дорога жизни" - ледяная трасса через Финский залив. С этого плацдарма в январе 1944 года началось операция Советских войск по окончательному снятию блокады Ленинграда.

После войны Кронштадт оставался Главной ВМБ КБФ и, следовательно, закрытой территорией со строгим пропускным режимом. По воспоминанием сторожилов, в городе поддерживался образцовый порядок, улицы убирались, "в магазинах всё было". И существовала эта "малина" аж до середины 1990-х гг, пока не было открыто автомобильное движение по дамбе (защитные сооружения СПб от наводнений - КЗС).

Начали строить её родимую (дамбу) ещё в 1979 году, а закончили через 32 года в 2011-м. Теперь остров Котлин входит в состав большого Петербурга, а по КЗС проходит окружная автодорога. Можно ехать хоть в Сестрорецк, хоть в Ораниенбаум на своих четырёх, если конечно, они у тебя есть. И теперь каждый обычный гражданин может на законных основаниях (см.Конституция РФ, ст. 27), на городском транспорте (см. "Где это") добраться хоть раз в жизни наконец до Кронштадта и убедиться своими глазами в правдивости всего тут вышеизложенного...

Впечатления

В Кронштадт я впервые попал, как только открыли движение по т.н. "технической дороге" дамбы. Городок был тих, провинциален, пахло сиренью и повсюду встречались военные моряки. Колбаса в магазинах была. Было ветренно и романтично. Было, было... Впрочем, есть тут ещё "19 квартал" у съезда с дамбы (там живут бывшие её строители), который выглядит как зачуханные ленинградские новостройки 1980-х. Там романтики было меньше и в рыло могли...

Из фортификационного сохранилась интересная городская стена 1830-х гг примерно на 2/3 её длинны, правда частично разобранная в верхней части и сильно застроенная сараями и гаражами. Сохранились все её полубашни и оборонительные казармы (несколько перестроенные и в большинстве своём недоступные к осмотру). На окраинах и у кладбища есть заброшенные батареи разных лет с пороховыми погребами. Есть парочка бетонных ДОТов 30-40-х гг прошлого века.

Безусловно интересен Петровский док и гавани.

Неплохой пляж на косе. Городской пляж у ленинградской пристани тоже не плох, но там вода грязнее. Зато мороженное продают прямо на пляжу.

Вообще говоря в известном смысле сюда лучше ехать зимой, когда есть надёжный лёд на заливе. Прогулка пешком по льду вокруг Кронштадта весьма занимательное и в чём-то авантюристичное мероприятие.

Военные потихоньку освобождают старые арсеналы и ранее закрытые территории становятся доступными. К сожалению, не только любителям отечественной истории, но и мародёрам разных мастей.

Резюмируя: сюда стоит поехать. Я много где бывал, но такого больше нигде не встречал. Родина, блин!...

На верх страницы
Домой > Кронштадт (цитадель): Главная Фото Где это План Ссылки
Старая Ладога  Шлиссельбург  Кексгольм  Копорье  Выборг  Замок Бип  Гатчина К.Б.монастырь Петропавловка Тихвин Изборск Псков Ивангород Новгород Порхов Печоры Латрун Масада Разеборг Савонлинна Тааветти Лаппеенранта Хамина Кюменьгород Хямеэнлинна Кастельхольм Турку Свартхольм Нарва Таллинн Ваксхольм Висбю Карлстен Оскарсборг Хойторп Фредрикстен Хегра
Форт Ино  Форт Красная Горка  Кронштадт Форт Александр  Сев. Форты  Юж. Форты  Свеаборг  Ханко 
Береговая Артиллерия 
КаУР  Линия Маннергейма  Невский пятачок  Карельский вал  КрУР  Линия Салпа  Линия Харапарског  Готландский  УР 
English version
Я в ВК   Я в FaceBook
Гостевая Книга (не работает)
П о и с к
manufactured by Goss.Ru
Hosted by: hc.ru

Alex Goss Photography - Фотографии городов и стран, битв и сражений, разного и прочего...