Northern Fortress - Lappeenranta

Villmanstrand - Lappeenranta history

The crash is heard in Villmanstrand,
And shine of bloody swords is seen.
<...>
The Swedes are beaten and try to fled
The Russian horsemen rush to them
Through bloodless heaps of foe's corps
In ditch of fortress Villmanstrand
They trample the countless Swede's heads...

M. Lomonosov, "Loyal occasional ode", 1741.

First settlements appeared here just after the  Ice Age. There was well known trade place Lapvesi at the cape were now the fortress is.

The city charter was signed by Sweden Queen Christina in 1649. There were only 200 residents in the town at that time. Governor Count Peter Brahe was initiator of that. New city got the name Villmanstrand (Wild man coast) and municipal arms with wild looking unshaved man with a big cudgel.

In 1701-21 big Sweden-Russian war -  North War or "Great Wrath" broke out.  The Vyborg was seized by Russians in 1710 and Villmanstrand was evacuated in the same year. Since 1721 the Villmanstrand become important Sweden border  fortress. German engineer Iogan Faber made a first blueprint of the town's fortifications. Bastion's front was built in 1720-th. The city was populated with 300 residents and hundred soldiers. In 1730-th the gates were built and new bulwarks were made.

In 1741 new war with Russia begun - so called "Lesser Wrath" or "Hat's War". There were near to 600 residents in the city at that time. In the war's eve colonel Gustav von Villebrant with infantry regiment and artillery company arrived to the city. August 22 corps under command of major-general Vrangel (3000 men) marched from Tavetti area. They come into position on surround Myllymaki hill just before the main bulk of Russian army under  Field Marshal Peter de Lassi (near to 10000 men) appeared on the scene.

Russians attacked at once but got an envelope fire form Myllymaki hill and from the town's bastions and were forced to retreat with considerable loss. They understood where the key point of the defence was, attacked the Myllymaki positions and after three hours fight whipped Swedes out form the hill and seized their guns. After that attack to the town was resumed. Swedes Commander-in-Chief Wrangel was wounded in that fight. New commander colonel Willebrant gave an order to surrender the fortress, but Russian officers with flag of truce were shot near to the fortress gates. New fierce storm begun and bloody massacre was made by Russians  after that so few Swedes soldiers and civilians could fled away through the Saima lake.

General Wrangel was captured and after return to Stockholm was rewarded, but colonel Willebrant was condemn and executed. Villmanstrand was ruined and all its survivors were deported to Russia.

Since 1743 Villmanstrand become border city of Russian Empire. New residents were transferred from Vyborg vicinities. In 1740-th Nikolaevsky redoubt was erected upon Myllymaki hill. Town's fortifications were renovated and new bulwarks were built at the south part of the fortress. There was a border strong point and Saimaa fleet naval base.

In 1791 famous Russian  general  Alexander Suvorov lived in Villmanstrand few months while superintended it's fortification's construction. Emperor Alexander I visited the town in 1803. There was a considerable fortress at that times with numerous garrison's buildings inside of bastion's line. All civilians were evicted from the fortress to the forstadt at the south side of the fortress's cape.

After the war of 1808-1809 all the Finland was included into the Russian Empire for the "perdurable term" and the fortress has lost it's military value. There was the small garrison still. In 1885 and 1891 Emperor Alexander III visited the fortress.

In 1819 the female prison was established in the fortress. It's convicts were condemned for infanticide mostly. In 1881  the female prison was transferred to Hamenlinna and male prison was established in newbuild three-floor brick corps. The prison zone was enclosed by high wooden fence. "Reds" Finns were enclosed here after the Civil War in Finland in 1918. Some of them were executed on the north slopes of the fortress cape and there is a monument near to the South Karelia Museum's building. In 1950-th prison's building was dismantled during the city reconstruction.

Lappeenranta - Villmanstrand was heavily  pounded by Soviet aviation during the Winter War (Talvisota) and Continuation War (Jatkasota) but fortress was not affected.

Impressions

This is,  in a manner of speaking,  a classic bastion's fortress of northern style (northern fortress). I even did not notice it at first. There are numerous history landmarks, but they not strike the eye. You need to be calm and pacificated and do not hurry up. Latest evening or even white summer night could be best time for the visit.  Do not forget to possess one-two bottles of  Lapin Kulta beer. It will be need for your farewell meditation at the splendid Saima lake beach, at the time when the gold northern sun dives to the still lilac Saima's water...

To the top of the page
Home > Lappeenranta: Main Photo Where is it Layout Links
Staraja Ladoga Shlisselburg Kexholm  Koporje  Vyborg Bip Castle Gatchina K.B.Monastery Peter&Paul Fortress Tikhvin Izborsk Novgorod Pskov Ivangorod Porkhov Pechory Latrun Masada Raseborg Olavinlinna Taavetti Lappeenranta Hamina Kyminlinna Hameenlinna Kastelholm Turku Svartholm Narva Tallinn Vaxholm Visby Carlsten Oscarsborg Høytorp Fredriksten Hegra HemsГ¶
Fort Ino  Fort Krasnaya Gorka  Kronstadt  Fort Alexander  North. Forts  South. Forts  Sveaborg  Hanko 
Coastal Artillery 
Mannerheim Line  KaUR  Nevskij Bridge­head  VT Line  KrUR  Salpa Line  Harparskog Line  Gotland  
Russian version   Guest Book
S e a r c h . . .
manufactured by Goss.Ru
Hosted by: hc.ru

Alex Goss Photography - Фотографии городов и стран, битв и сражений, разного и прочего...

Северные крепости - Лаппеенранта

История Лаппеенранты - Вильманстранда

При Вилманстранде слышен треск,
Мечей кровавых виден блеск.
<...>
Вдается в бег побитый Швед,
Бежит Российской конник в след
Чрез Шведских трупов кучи бледны
До самых Вилманстрандских рвов,
Без щету топчет тех голов

М. Ломоносов, "Верноподданическая Ода...", 1741 г.

Так в замечательных строках современника отображается сложная и порой, противоречивая история непростых взаимоотношений с северными нашими соседями, свидетелем коих являлся город-крепость Лаппеенранта.

История этого населённого пункта простирается в глубь веков - первые поселения здесь относятся ещё к концу ледникового периода. На мысу, где ныне стоит крепость, распологалось бойкое торговое место, известное как Lapvesi.

Городские привилегии селению, в коем в те годы насчитывалось едва более 200 жителей, были дарованы ему шведской королевой Кристиной в 1649 г. Сделано это было по инициативе правителя Швеции Петера Брахе, заботившегося об укреплении восточных границ королевства. Город получил имя Вильманстранд (берег дикого человека) и герб в виде небритого хмурого мужика с дубиной в руке. Сообщают, утончённой Кристине претили дикие нравы и необузданное пьянство местных обывателей. Финское же наименование Лаппеенранта - суть "берег лаппи (лапландцев)".

1701-21 гг - Северная война или "Большая вражда (злоба)", как это событие воспринимали в Финляндии. В 1710 г. сдан Выборг и Вильманстранд - эвакуирован. С 1721 г. Вильманстранд становится важной шведской пограничной крепостью. Немецкий фортификатор полковник Иоган Фабер составил первый план города и крепости. В 1720-е гг выстроен бастионный фронт земляных укреплений с внапольной стороны. Город в ту пору населяло около 300 жителей и сотня солдат. В 1730-е устроены ворота с южной стороны и насыпан вал.

1741-43 гг. - "Малая вражда (злоба)" или очередная война с Россией (т.н. "Шляпная" война). В городе - около 600 постоянных жителей. В начале войны п-к Густав фон Виллебрант с тысячью пехоты и артиллерийской ротой прибыл в крепость. 22 августа к крепости из Таветти подошло ещё 3 тыс. шведов под командой генерал-майора К. Врангеля. Они укрепились на близлежащем холме Муллумяки (Мельничный холм). Через день ввиду города показался русский корпус фельдмаршала Петера де Ласси (около 10000 чел.)

Русские начали энергичную атаку, но, попав под перекрёстный огонь с городских верков и холма Муллумяки, были отбиты с уроном. Поняв, что холм есть ключевая позиция, повели атаку на него и после трёхчасового боя сбили шведов с Муллумяки, захватив при том несколько пушек. Затем снова повели атаку на город, поддерживая её артиллерийским огнём с холма. Сам шведский командующий генерал Врангель был ранен в этом деле. Заместивший его полковник Виллебрант приказал было выбросить белый флаг, однако прибывшие к городским воротам русские парламентёры были застрелены. Это вызвало новый ожесточённый штурм, за коим последовала резня уцелевших шведских солдат и городского населения, так что немногим удалось бежать на лодках через озеро. К вечеру дело было кончено.

Врангель, вернувшийся из плена после войны, получил награду, а  Виллебрант был назначен виновным за поражение и казнён в Стокгольме. Сам город был разрушен, уцелевшие жители вывезены в Россию.

С 1743 г Вильманстранд - российский уездный городок. Взамен выселенных - новое население из Выборгской губернии. В 1740-х гг на Муллумяки воздвигли Николаевский редут. Старые городские бастионы - исправили и новые верки добавили с южной стороны. В крепости квартировал постоянный гарнизон и база Сайменского флота.

В 1791 г. А.Суворов, надзирая за крепостным строительством, несколько месяцев жил в Вильманстранде. В 1803 г. император Александр I посетил город. К тому времени крепость была застроена казармами, пороховыми погребами, складами и пр. гарнизонными постройками в классическом стиле. Гражданское же население из крепости было выселено в кварталы к югу от укреплений и в форштад к западу.

После войны 1808-9 гг. и включения Финляндии в Российскую империю "на вечные времена" крепость потеряла всякое военное значение, хотя гарнизон в ней продолжал оставаться. В 1885 и 1891 гг сюда наведывался Александр III.

В 1819 г. в крепости учреждено новое заведение - женская тюрьма. Женщины занимались ткацким производством. Сидели главным образом за детоубийство. В 1881 г. женскую тюрьму перевели в Хяменлинну, а в новостроенном трёхэтажном кирпичным корпусе за высоким деревянным забором разместилась тюрьма мужская. Существовала она тут до 1918 г. После гражданской войны здесь содержали "красных" финнов, некоторых расстреливали на северных склонах крепости, в память о чём имеется памятный знак около музея Южной Карелии. Далее до 1950-х гг здание тюрьмы стояло заброшенным, пока его не разобрали в ходе городской реконструкции.

В Talvisota и Jatkasota город подвергался довольно сильным советским бомбардировкам, впрочем крепость кажется пострадала мало, поскольку военных объектов в ней давно уже не было.

Впечатления

Ежели говорить о крепости как таковой, то спервоначалу я её даже как то и не заметил. Неброская крепость в скупом северном стиле, так можно сказать. Вечерний час, закатное солнце готовится нырнуть в Сайму, озёрная вода недвижна, крепость тиха и пустынна. Этого часа вполне достаточно, чтобы обойти её всю, поглазеть на пушки и самую старую в Финляндии православную церковь, распить на причале заранее припасённую бутылочку Lapin Kulta, вспомнить былое, глядя на сиреневую сайменскую воду в последних отблесках заката, а затем брести, шаркая стоптанными кроссовками по улицам Лаппеенранты к вокзалу на последнюю электричку/автобус в сторону родины...

На верх страницы
Домой > Лаппеенранта: Главная Фото Где это План Ссылки
Старая Ладога  Шлиссельбург  Кексгольм  Копорье  Выборг  Замок Бип  Гатчина К.Б.монастырь Петропавловка Тихвин Изборск Псков Ивангород Новгород Порхов Печоры Латрун Масада Разеборг Савонлинна Тааветти Лаппеенранта Хамина Кюменьгород Хямеэнлинна Кастельхольм Турку Свартхольм Нарва Таллинн Ваксхольм Висбю Карлстен Оскарсборг Хойторп Фредрикстен Хегра
Форт Ино  Форт Красная Горка  Кронштадт  Форт Александр  Сев. Форты  Юж. Форты  Свеаборг  Ханко 
Береговая Артиллерия 
КаУР  Линия Маннергейма  Невский пятачок  Карельский вал  КрУР  Линия Салпа  Линия Харапарског  Готландский  УР 
English version
Я в ВК   Я в FaceBook
Гостевая Книга (не работает)
П о и с к
manufactured by Goss.Ru
Hosted by: hc.ru

Alex Goss Photography - Фотографии городов и стран, битв и сражений, разного и прочего...