Northern Fortress - Peter and Paul Fortress

The Bright Fortress

History of Peter and Paul Fortress

Petersburg was founded as a fortress for defence of access to the Baltic sea for Russia, which was won during the Northern War. Fortress was founded on the Zajatchij (Hare) island May 16 (May 27 by old style), 1703.

The fortifications were earthen at first. More then 20000 soldiers and peasants of vicinity country worked at the construction site in first period. Conditions of life were severe and that work considered as a penal servitude. "...They [workers] carried an earth for the construction in matting bags or flaps of their coats. As I have heard near to 100 thousands peoples were lost under the construction of this fortress" - wrote a contemporary observer.

Late autumn 1703 300 guns were mounted on the bastions of fortress. Also there were the Guard-house, Chemist's shop, Arsenal, Senate building, Commandant house and wooden church in the fortress. The Kronverk with esplanade was constructed on the another bank of effluent north of fortress.

From 1706 till 1740 earthen fortifications were replaced by brickwork. New walls has a 12 meters height and 2.5 meter thick. The fortress has 6 bastions and 4 gates. Walls of bastions has a thick more than 4 meters. In 1730-th two ravelings (Alekseevskij and Ioannovskij) were constructed for covering of the gates.

In 1782 walls faced to Neva river were covered by granite by the order of empress Catherine II. In 1790 the decorative sentinel turrets were constructed on the bastions.

In 1808 during the Russian-Swedish war and in 1812 during the Napoleonic war the fortress was in the full war preparedness, however it has never been in action for all it's history.

Peter and Paul Cathedral

The Cathedral construction began summer 1712 by the projects and control of Domenico Trezini. The construction was finished in June 29, 1703. In 1756 bell tower of Cathedral was demolished by fire because of thunderbolt and was restored in 1757 with some alterations. The angel image by A.Rinaldi project was mounted on the spire of it in 1757 also.

All russian czars from Peter the Great till Nikolai II has been buried in Cathedral with exception of Peter II (buried in Moscow) and prince Ioann (killed in Shclisselburg).

The Jail

The fortress used as the jail since it's foundation. 22 sailors of mutiny ship "Revel" were the first prisoners of Trubetzkoj bastion. The story goes prince Aleksey, only son of Peter the Great was a captive of the fortress. Author of book named "About poverty and richness" I.Pososhkov was the first political prisoner of this jail in 1725. Famous book-pamphlet "Traveling from Saint-Petersburg to Moscow" was issued in 1790. It's author A.Radishcev was arrested immediately and accommodated in a ward of the jail in Trubetskoj bastion.

So called "Secret House" in Alekseevskij raveling with 20 single person wards was built in 1790-th. It became main political prison of Russian empire.

October 16, 1820 - mutiny of Semenovsky regiment occurred. More than 3000 soldiers were got to the dungeons of the fortress.

December, 1825 Decembrist insurrection was happen. Near to 200 conspirators were got to the jail. Investigations lasted till 1826, after that all prisoners leaved the fortress, some for the hard labour in Siberia and others for the death on the gallows.

"Guests" of the fortress were "revolution democrats" (Chernyshevsky, Michailov, Pisarev, ...), terrorists of "Narodnaja Volja" (Karakozov, Barannikov, Polovanov, Zheljabov, ...), member of conspiracy society "Zemlja & Volja" (Nechaev, Shelgunov, ...) and many others. Some of them were in the prison within 20 years (Beideman). There were the famous Russian writers as a prisoners of this jail, Fedor Dostoevskij for example ("Petrashevskij" case). Must be named also Aleksander Uljanov ("Terror's fraction of "Narodnaja Volja"), which was an older brother of Vladimir Uljanov more famed under nickname "Lenin".

In 1872 new jail with 36 single person wards was built in Trubetskoj bastion. In 1895 the "Secret House" in Alekseevskij raveling was abolished and destroyed. All it's prisoners were sent to Schlisselburg's prison.

Since 1900-th Trubetskoj bastion of Peter and Paul fortress was used as the military jail. 13 ministers of defeated "Vremennoe Pravitelstvo" (Provisional Government) were one of the latest prisoners in there in October, 1917 - March, 1918. Finally, the insurgent's sailors of Kronshtadt were in the jail of the fortress for the short time in 1921. That times the history of the jail of the Peter and Paul fortress was finished.

Impression

It is not easy to define the impressions because as local St.Peterburger I have inside and every were in the fortress oftentimes. It is not right to visit in summertime, whan the livin' is easy. Tourists are crowding and the rates are high. Try to do it winter, in stormy monday in November with dirty weather and dribble rain and flooding is strictly desirable. Then you could get a right impression about that gloomy northern stronghold...

To the top of the page
Home > Peter and Paul Fortress: Main Fortress Arsenal Prison Plan Links
Staraja Ladoga Shlisselburg Kexholm  Koporje  Vyborg Bip Castle Gatchina K.B.Monastery Peter&Paul Fortress Tikhvin Izborsk Novgorod Pskov Ivangorod Porkhov Pechory Latrun Masada Raseborg Olavinlinna Taavetti Lappeenranta Hamina Kyminlinna Hameenlinna Kastelholm Turku Svartholm Narva Tallinn Vaxholm Visby Carlsten Oscarsborg Høytorp Fredriksten Hegra HemsГ¶
Fort Ino  Fort Krasnaya Gorka  Kronstadt  Fort Alexander  North. Forts  South. Forts  Sveaborg  Hanko 
Coastal Artillery 
Mannerheim Line  KaUR  Nevskij Bridge­head  VT Line  KrUR  Salpa Line  Harparskog Line  Gotland  
Russian version   Guest Book
S e a r c h . . .
manufactured by Goss.Ru
Hosted by: hc.ru

Alex Goss Photography - Фотографии городов и стран, битв и сражений, разного и прочего...

Северные крепости - Петропавловка

Светлая Крепость

История крепости

Петербург возник как крепость для обороны завоеванного Россией в Северной войне выхода в Балтийское море. Для постройки выбран был Заячий остров (Enisaari) в устье Невы. День начала сооружения - 16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года.

Бастионы и куртины изначально возводились земляными. Наблюдение за сооружением оных поручено было Петром своим сподвижникам, как то: Н.Зотову, К.Нарышкину, Ю.Трубецкому, Г.Головкину и А.Меньшикову. Отсюда и пошли названия всех бастионов, за исключением юго-восточного - Государева, за возведением коего наблюдал царь самолично.

В первые дни строительства работали до 20000 подкопщиков, главным образом солдат и крестьян из окрестных деревень. Условия были тяжелы, и работу эту приравнивали к каторге. "...а землю к строениям они [рабочие] носили в полах одежд или в рогожных мешках. А как люди были непривычны к такой работе, да и содержание шло скудное, то много из них, говорят даже будто сто тысяч, при том погибло..." - писал современник.

В осень 1703 года начали устанавливать артиллерию в крепости (300 орудий). В крепости уже были гауптвахта, главная аптека, цейхгауз (арсенал), здание сената, обер-комендантский дом и деревянная церковь. Севернее крепости, на берегу протоки устроен был кронверк с эспланадой.

С 1706 по 1740 год шли работы по замене деревянных стен крепости кирпичными. Новые стены имеют высоту 12 метров, толщину - 2.5. В куртинах были устроены ворота - Петровские, Невские, Васильевские и Кронверкские. Стены бастионов деланы толщиною до 4 метров.

В 1730-х годах были сооружены Алексеевский и Иоанновский равелины, для прикрытия крепостных ворот.

В 1782 Екатерина II приказала облицевать стены, обращенные к Неве, гранитом, что и было исполнено к 1787 году. В 1790 г. бастионы украшены фигурными будками для часовых.

В 1808 году (русско-шведская война) крепость была приведена в боевое положение. Однако ни тогда, ни во время Наполеоновского нашествия в 1812 году участия в сражениях не принимала.

Петропавловский собор

Строительством начат летом 1712 по проекту и под надзором Доменико Трезини. Собор возводился вокруг стен старой деревянной церкви, которую разобрали в 1719 году. Окончен собор 29 июня 1733 года. В 1756 году колокольня сгорела от удара молнии, и восстановлена была в 1757 году с небольшими изменениями. Тогда же на шпиль собора установлено изображение ангела по рисунку А.Ринальди.

В соборе похоронены все русские цари - от Петра I до Николая II, за исключением Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна Антоновича (убитого в Шлиссельбурге).

Тюрьма

С первых лет своего существования крепость использовалась как тюрьма. Первыми зк Трубецкого бастиона были 22 матроса с мятежного парусника "Ревель". Сообщают, что здесь держали сына Петра I - царевича Алексея. Первый политзаключенный - автор книги "О скудости и богатстве" И.Посошков (1725). В 1790 году А.Радищев выпустил своё знаменитое "Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву", за что немедленно попал в Трубецкой бастион.

В 1790-х построен "Секретный дом" Алексеевского равелина на 20 камер-одиночек - главная политическая тюрьма Российской империи.

16 октября 1820 года - 1 рота Семёновского полка за отказ подчиниться изуверу-командиру полковнику Шварцу была препровождена в крепость. Утром 18 октября туда же был отправлен весь полк (3000 солдат). Полк был расформирован, часть солдат переведена в другие полки, некоторые оставались в крепости до середины 1821 года.

1825 год - тюрьма снова заполнена до отказа - восстание Декабристов. Всего было заключено под стражу более 200 человек. Следствие длилось до июля 1826 года, после чего узники покинули крепость, кто на каторгу, кто на виселицу.

Далее - революционные демократы (Чернышевский, Михайлов, Писарев и др.), террористы из "Народной Воли" (Каракозов, Баранников, Пливанов, Желябов...), и члены общества "Земля и Воля" (Нечаев, Шелгунов). Некоторые сидели по 20 лет (поручик Бейдеман). Из крупных русских писателей следует назвать Ф.М.Достоевского (дело "петрашевцев"). также стоит упомянуть Ульянова Александра ("Террористическая фракция "Народной Воли"), старшего брата Ульянова Владимира, более известного под кличкой "Ленин". Кроме того, в крепости сидели проворовавшиеся чиновники, крупные жулики, серийные убийцы и прочие уважаемые в высшем свете люди.

В 1872 г. построена новая тюрьма в Трубецком бастионе на 36 камер-одиночек. В 1895 году тюрьма Алексеевского равелина была ликвидирована и разобрана, узники и имущество отправлены в Шлиссельбург.

С 1900-х годов Петропавловская крепость (Трубецкой бастион) использовалась как военная тюрьма. Одними из последних з.к. здесь были члены Временного правительства (13 министров: октябрь 1917 - март 1918). И, наконец, в 1921 году в Трубецкой бастион на короткое время были заключены участники Кронштадтского восстания. На этом тюремная история крепости - закончилась.

Впечатления

Непросто выразить, поелику есмь местный житель и бывал и внутри и снаружи много и часто зело в разные времена года и при различной политической обстановке. Людно, шумно, суетный туристический сервис - это летом. Летом - к посещению не могу порекомендовать. Могу порекомендовать в ненастный ноябрьский вечер, непременно в мелкий моросящий дождь при северо-западном ветре 15-18 м/с с порывами до 22, очень желательно - в высокую воду (оптимально - 2.17 м выше ординара). Высокие сапоги, тёплый свитер, зюйдвестка... Вот тут сильные впечатления от сей хмурой северной твердыни вполне гарантированы. Летом - это всякий дурак сможет. А вот зимой - далеко не всякий...

На верх страницы
Домой > Петропавловка: Главная Крепость Арсенал Тюрьма План Ссылки
Старая Ладога  Шлиссельбург  Кексгольм  Копорье  Выборг  Замок Бип  Гатчина К.Б.монастырь Петропавловка Тихвин Изборск Псков Ивангород Новгород Порхов Печоры Латрун Масада Разеборг Савонлинна Тааветти Лаппеенранта Хамина Кюменьгород Хямеэнлинна Кастельхольм Турку Свартхольм Нарва Таллинн Ваксхольм Висбю Карлстен Оскарсборг Хойторп Фредрикстен Хегра Хемсё
Форт Ино  Форт Красная Горка  Кронштадт  Форт Александр  Сев. Форты  Юж. Форты  Свеаборг  Ханко 
Береговая Артиллерия 
КаУР  Линия Маннергейма  Невский пятачок  Карельский вал  КрУР  Линия Салпа  Линия Харапарског  Готландский  УР 
English version
Я в ВК   Я в FaceBook
Гостевая Книга (не работает, сука)
П о и с к

Alex Goss Photography - Фотографии городов и стран, битв и сражений, разного и прочего...