Крепость Тронгзунд

Тронгзунд

Trångsund - на шведской мове означает узкий пролив. По морю к Выборгу можно добраться тремя проливами, из коих самый удобоходимый - Тронгзундский. В самом узком месте между островами Равансари и Уурансари его ширина - всего около 180 м. Остальные два пролива (Пильский и Ниемельский) ещё более узки, длинны и извилисты и в случае надобности могут быть легко заблокированы камнями или ряжами. Небольшое селение рыбаков и лоцманов существовало здесь ещё при шведах.

Сообщения о первых укреплениях здесь относятся к 1710 г. (письмо Апраксина Петру I об артиллерийских батареях на островах в удобном для сего месте), однако ж трудно не допустить, что и шведам сии соображения были не чужды. Следов петровских, ни тем более ранних шведских укреплений найдено не было, видимо они были уничтожены более поздним фортификационным строительством.

Орудия Тронгзунда были готовы встретить врага в достопамятном 1793 году, когда шведская эскадра месяц была блокирована на Тронгзундском рейде, однако шведы до этих мест не добрались.

Во время Финляндской войны 1808-10 гг дополнительно к четырем уже имеющимся батареям были добавлены еще шесть для защиты проливов. После этой войны Выборг оставался морской крепостью, однако модернизации морского фронта внимания уделялось мало. Всё изменилось после Крымской (Восточной) войны, когда Союзный флот стоял на траверзе Красной Горки у Кронштадта и рассылал небольшие отряды кораблей в крейсерские рейды для перехвата российских торговых судов и разорения финляндского побережья.

В конце июня 1855 г. три небольших отряда союзников предприняли морской набег на Выборг. До Тронгзунда, который к тому времени располагал лишь несколькими полевыми батареями, добрался только один из них (к-н Эльвертон). Они сумели пройти собственно пролив Тронгзунд и у о. Николаевский (Туркинсаари) 1 июля вступили в бой с гребными канонерками российского шхерного флота. Жестокая перестрелка продолжалась пол-дня до темноты. Союзники крейсировали в Выборгском заливе до 3 июля, после чего ушли обратно к Кронштадту.

В 1864-67 гг на северной оконечности острова Тронгзунд было возведено новое мощное укрепление - пятиугольный редут с тремя артиллерийскими батареями, пороховыми погребами, подземными казармами-укрытиями - всё по последнему слову тогдашней фортификационной науки. В 1870-х г. на редуте установили новые нарезные орудия образца 1877 года, верки усилили, проложили новую дорогу от редута к причалу.

К 1880-х гг стремительное развитие нарезной артиллерии сделало эти укрепления безнадёжно устаревшими. В 1893 г. редут был разоружён, пушки отправлены в строющуюся крепость Либава. В Первой мировой войне Тронгзунд как крепость не участвовал, тем более минных постановок как таковых в Выборгском заливе не было. В ходе модернизации Тронгзундской позиции Выборгской крепости 1910-х гг редут остался в своем оригинальном состоянии, так что ныне мы имеем возможность наблюдать в натуре редкий образчик русского фортификационного зодчества 1860-70-х гг.

В 1918 году бывшая Выборгская губерния вошла в состав независимой Финляндии, город Тронгзунд превратился в быстро развивающийся портовый город Уурас. Об использовании финнами собственно крепости в межвоенный период сведений не имеется. Сообщается о жестоких боях на старых укреплениях в марте 1940 г в самом конце Зимней войны.

В 1947 город Тронгзунд переименовали в Петроостров, а в 1948 - в Высоцк, в честь пулемётчика Кузьмы Высоцкого, погибшего в боях за острова Выборгского залива в марте 1940 г. Высоцк был закрытым городом до самого конца Советской власти. Военные использовали казематы крепости как склады.

Нынче крепость совершенно заброшена и представляет собою романтические руины на берегу пролива Тронгзунд. Проблема как обычно - в бюрократической неразберихе (не понятно чей объект - федеральный или региональный), и в недостатке средств ("денег нет - но вы держитесь там" (с)).

Путевые впечатления

Поросшие лесом и кустарником никому не нужные развалины, свидетели давно минувшей славы. Тут есть определённая романтика, в сочетании с величественными видами на окружающую карельскую природу. Стоит посетить, тем паче - есть дорога и даже автобусное сообщение с городом Выборгом. Все равно границы закрыты, работы нет, куда ещё бедному крестьянину податься? К тому-же вход в крепость бесплатный, а в наше кризисно-вирусное время это тоже важный момент.

Из этих развалин при известных обстоятельствах* мог бы получиться недурственный туристский аттракцион с уютными кафе, прогулочными дорожками, небольшими музейчиками, летним театром, мини-отелем, прокатом прогулочных лодок и комнатой страха в мрачных подземельях.

* под известными обстоятельствами здесь подразумеваются некие различные возможные альтернативные варианты развития истории данной местности, излагать кои здесь полагаю излишним, ибо умные и так поймут о чем речь, а прочие - могут идти лесом, который в данной местности на редкость хорош.

a top of the page
Домой > Тронгзунд: Главная Редут Тронгзунд Зоринские укрепления Овчинный остров Пильская батарея Где это План Ссылки

Сухопутные форты и крепости:
Выборг Гатчина Замок Бип Ивангород Изборск Кексгольм Кирилловский Монастырь Копорье Новгород Петропавловка Печорcкий монастырь Порхов Псков Старая Ладога Тихвин Шлиссельбург Замок Разеборг Кастельхольм Кюменлинна Лапеенранта Савонлинна Тааветти Турку Хамина Хямеенлинна Висбю Форт Хойторп Фредрикстад Фредрикстен Хегра Аренсбург Нарва Таллинн Антипатрис Иерусалим Кесария Масада Форт Латрун
Морские крепости и форты:
Кронштадт: о. Котлин Кронштадт: форты Северные Кронштадт: Форты Южные Тронгзунд Форт Александр Форт Ино Форт Красная Горка Свартхольм Свеаборг Ханко Ваксхольм Марстранд Форт Сиарё Оскарсборг
Артиллерийские батареи и отдельные орудия:
Береговая артиллерия Форт Хёмсо
Укрепрайоны и оборонительные линии:
Карельский УР Крепость Ленинград КрУР Линия ВТ Линия Маннергейма Невский пятачок Линия Салпа Линия Харпарског Готланд
VKontakte FaceBook RSS Telegram

English
П о и с к   Все новости
©2024 Goss.Ru

Alex Goss Photography - Фотографии городов и стран, битв и сражений, разного и прочего...