Northern Fortress - Vaxholm

History of Vaxholm fortress

Old VaxholmThe strategic importance of this place was understood long ago. There is the shipping root, leading to the Swedish capital of Stockholm, is divided into two branches. A broad and deep Oksdupet channel was dammed by rocks in 1548. Stone-and-wooden gun blockhouse was built on a rocky island in the middle of the other branch Kodjupet channel back in 1510 under the regent Svante Sturre Jr. rule.

In the 1544 Riksdag made a decision about the construction of permanent fortifications, and in 1548 works begun. King of Sweden at the time was notorious Gustav Vasa. By 1560 Vaxholm presented itself as the three-stores stone tower, surrounded by earthen defence works In peacetime, the fortress was carrying on watch duty, also there was a customs post, and quarantine roadstead.

Peacetime did not last long. In 1598, warships of the Polish King Sigismund with three thousand troops tried to follow to Stockholm, but were stopped by artillery fire from the fortress and forced to got away. In 1612 the Danish fleet with eight thousand troopers decided to tempt the fate, but was forced to retire after a fierce artillery duel with Vaxholm's Citadel. Exceedingly great was the joy in Stockholm city.

In the 17 AD during so-called "Era of greatness" eastern borders of the Kingdom of Sweden went far into the Ingrian marshes and defence value of Vaxholm fortress became insignificant, however some of the fortification works were made. New redoubt at Oksdupet channel was built, earthworks of Vaxholm was rebuilt to pentagonal bastion front and dressed by stone.

And then the "Era of greatness" was over and Great Northern War started. The fortress was prepared in advance in eve of new war, new batteries were constructed near the town of Vaxholm and at Rindo island.

In 1719, 250 ships, galleys and "sqampaveys" of Russian skerry fleet with 26 thousand troops under the leadership of Admiral Fyodor Apraksin ravaged the Swedish coast from Galve on the north to Norrkoping in the south and August 1719 made a move to Stockholm. The first attempt was made from the south of Stockholm and August 13 at Buggenstaket Russians were repulsed by Stokholm's Army. August 15 Russian ships began an artillery duel with Vaxholm' Citadel, which was defended at that time by 400 men with 80 guns. August 19th of the Russian fleet had gone to the Aland Islands.

It became clear that Vaxholm's fortifications were good but not sufficient. In 1724-35 new fort Fredriksborg was erected on Varmdo island at Oksdupet channel by project wellknown fortifier Axel von Levin. With the same time in Citadel criminal jail was established.

Events of Finnish War 1808-09 made a direct influence to the fate of Vaxholm fortress. As a result of Finnish War Russians settled in the vicinity of Stockholm - in the Aland Islands. In 1830 fortress Bomarzund construction began. The challenge required a corresponding response. In 1833-63 Citadel has been completely rebuilt according to the latest fortification fashion. New Castle appeared as a huge artillery fort with a 2-meter-thick brick walls lined with granite blocks. The fortress was armed with more than 150 230 mm caliber guns and had a garrison of 1038 people.

In the Crimean War 1854-56 the fortress was in alerted state and new breech-loading 230 mm caliber cannon were installed.

In 1872 Sweden defence department decided to try Vaxholm fortress's strength with new naval weapon. At first the monitor "John Erikson" shot to Citadel's wall with the 380 mm smoothbore gun on a range of 180 meters. The crater of 40 cm in depth has been made. It was not a bad result. Then HMS Hildur with the same range of the shot into the wall of Citadel with three rounds of the new 240 mm rifled gun m/1869 and brook it through. It was not good. Therefore, in 1872-1902 a new fort Oscar-Fredriksborg was built as a replacement for the Citadel Vaxholm.

Since the beginning of the 20 AD preparation for new warfare begun in Vaxholm fortress. Swedish coastal artillery (kustarttilerit) was founded in 1902. Fortress's artillery was re-equipped with new 152-mm and 240 mm guns. Forts Oscar-Fredriksborg, Byvik, Vreta, Myttinge, as well as battery #12 have formed the so-called "Vaxholm's Line". In 1914 construction of fort Siarö in the Strait of Farezund begun and external chain of forts - Äugsholmen, Djurönäs, Örsundet, Fällström was established. In 1929, new 305 mm battery Hammesta on Varmdö island completed defence works.

Since 1936 next upgrade of coastal defense of Sweden begun. Vaxholm remained aside from the world war, only interned Polish submarine crews were detained in Citadel.

In 1945 a new war begun, though at this time it was "cold". The Swedish military tenaciously held on to Vaxholm and it's surroundings. In 2000 all stationary batteries were deactivated in Sweden because absence of an external enemy.

Actually Vaxholm's Citadel was handed over to the SVF (National Bureau of Property) in 1993, although the military left it in 1935. In 1994-2003 reorganization and renovation took place within these walls, a conference hall, cafe, museum space, as well as hotel (bed and breakfast) in the North donjon were installed. In 2002 Rindo redoubt and Syaro fort was transferred to SVF, as the Fort Oscar-Fredriksborg recently too.

Impressions

This is the Swedish Kronstadt I would say. In the "Line of Vaxholm" includes not only the Citadel, but a couple of dozen forts and batteries on the islands of the Stockholm's archipelago. There are weeks needs to explore all of them, not a two days. Impressions are bright mostly - that is here and so it should be as an object of national historical importance.

You can stay here at night, nothing is closed, so you can wander wherever you want or just sit on the bastion with drink and look to the evening lights of Vaxholm...

There is a hotel in the fortress, nice but expensive (4 *)... Rooms are equipped in a gun casemates. The hotel is very cozy and unique, but you should take into account when checking that it's rooms has meter-thick walls, there are no radio, no TV, no internet and there is a deafening quiet at night. Such thing I once experienced in a little taiga house during many days of snow with no wind.

So, overnight in Vaxholm Citadel requires some training, experience and strength of will and can be recommend only for strong-willed men of means, deeply passionate to studies of Swedish fortifications.

To the top of the page
Home > Vaxholm: Main Citadel Museo Guns Oscar-Fredriksborg fort Byviks fort Rindö redoubt Vaxholm Line Where is it? Lay out Links
Staraja Ladoga Shlisselburg Kexholm  Koporje  Vyborg Bip Castle Gatchina K.B.Monastery Peter&Paul Fortress Tikhvin Izborsk Novgorod Pskov Ivangorod Porkhov Pechory Raseborg Olavinlinna Taavetti Lappeenranta Hamina Kyminlinna Hameenlinna Kastelholm Turku Narva Tallinn Vaxholm Visby Oscarsborg
Fort Ino  Fort Krasnaya Gorka  Fort Alexander  North. Forts  South. Forts  Sveaborg  Hanko 
Coastal Artillery 
Mannerheim Line  KaUR  Nevskij Bridge­head  VT Line  KrUR  Salpa Line  Harparskog Line  Gotland  
Russian version   Guest Book
S e a r c h . . .
manufactured by Goss.Ru
Hosted by: hc.ru

Alex Goss Photography - Фотографии городов и стран, битв и сражений, разного и прочего...

Северные крепости - Ваксхольм

История крепости Ваксхольм

Стратегическое значение сего места понято было давно... Фарватер, ведущий к столице Швеции Стокгольму, здесь разделяется на два рукава - широкий и глубокий Оксдъупет, перегороженный в 1548 г. ряжевой преградой, и Кодьюпет, что собственно около цитадели Ваксхольм. Ещё в 1510 г. в при регенте Сванте Стурре младшем на скалистом островке посреди пролива соорудили каменно-деревянный пушечный блокгауз.

В 1544 г. Риксдаг постановил о строительстве постоянных укреплений и в 1548 г работа закипела. Королём Швеции в ту пору был небезызвестный Густав Ваза. К 1560 г. крепость Ваксхольм представляла из себя трёхярусную каменную башню, окружённую земляными верками (Цитадель). В мирное время крепость несла дозорную службу, здесь был таможенный пост, а также карантинный рейд.

Мирное время длилось недолго. В 1598 г. суда польского короля Сигизмунда с 3 тыс. войск пытались было проследовать форватером на Стокгольм, но были остановлены артиллерийским огнём с крепости и принуждены развернуть оглобли. В 1612 г. датский флот с 8 тыс. десантом решил испытать судьбу, но также принужден был ретироваться после жестокой артиллерийской дуэли с цитаделью Ваксхольма. Зело велика была радость в Стокгольме городе.

В XVII в. в т.н. "эпоху величия" восточные границы Шведского королевства уехали далеко в ингерманландские болота и значение крепости Ваксхольма стало незначительным, тем не менее кое-какие работы в крепости велись. Выстроили редут у пролива Оксдъупет, земляные укрепления собственно Ваксхольма перестроили в пентагональный бастионный фронт и одели камнем.

А затем "эпоха величия" закончилась и началась Северная война. В предверии грозных событий крепость привели в готовность, новые батареи были устроены около города Ваксхольм, о.Риндо и берегах пролива Оксдъупет.

В 1719 г. 250 кораблей, галер и скампавей русского шхерного флота с 26 тыс. войск под водительством адмирала Фёдора Апраксина разорили шведской берег от Гальве на севере до Норчёпинга на юге и в августе двинулись на Стокгольм. Первая попытка с юга была отражена Стокгольмской армией 13 августа в горячем деле у пролива Буггенстакет. 15 августа русские суда начали артиллерийскую дуэль с Ваксхольмом, который обороняло в ту пору 400 чел. при 80 пушках. 19-го числа русский флот ушёл на Аландские острова.

Стало ясно, что верки Ваксхольма хороши, но недостаточны. В 1724-35 гг. по проекту фортификатора Акселя фон Лёвин форт Фредриксборг возведён был на острове Вармдё у пролива Оксдъупет. Примерно с того же времени в цитадели оборудовали уголовную тюрьму.

События 1808-9 гг не обошли Ваксхольм стороной. В результате Финляндской войны русские обосновались в непосредственной близости от Стокгольма - на Аландских островах, где в 1830 г. начали постройкой мощную крепость Бомарзунд. Сей вызов потребовал симметричного ответа. В 1833-63 гг. цитадель была полностью перестроена согласно новейшим фортификационным взглядам. Новая крепость пердставляла собою огромный артиллерийский форт с 2-х метровой толщины кирпичными стенами, облицованные гранитом. Крепость имела на вооружении более 150-и 230 мм пушек и гарнизон в 1038 чел. личного состава.

В Крымскую войну крепость привели в оборонительное состояние и поставили новые казнозарядные 230 мм пушки отечественного производства. Сразу после этой войны у берегов Швеции появились первые морские минные поля.

В 1872 г. руководство шведскими ВС решило испытать крепость на прочность. Для начала монитор "Джон Ериксон" отстрелялся по цитадели из 380 мм гладкоствольного орудия с дальности 180 м., выбив в граните воронку в 40 см. глубиной. Хорошо. Тогда с той же дальности броненосец HMS Hildur всадил в стену цитадели три снаряда из нового нарезного 240 мм нарезного орудия модели m/1869 и пробил стену насквозь к чертям. Поэтому в 1872-1902 новый форт Оскар-Фредриксборг был возведён на о. Риндё как замена цитадели Ваксхольма.

С начала XX в. крепость начали усиленно готовить к новой войне. Береговая артиллерия Швеции (kustarttilerit) была основана в 1902 г. Артиллерию крепости перевооружили новыми 152-мм и 240 мм орудиями. Форты Оскар-Фредриксборг, Byvik, Vreta, Myttinge, а также батарея №12 образовали так называемую "Линию Ваксхольм". В 1914 г. начали строительством форт Siarö в проливе Фарезунд и цепь внешних фортов - Äugsholmen, Djurönäs, Örsundet, Fällström. В 1929 г. оборону дополнили 305 мм батареей Hammesta на о. Вармдё.

С 1936 г. началось очередное перевооружение береговой обороны (БО) Швеции. Ваксхольм остался в стороне от войны, однако в цитадели содержались интернированные экипажи польских подводных лодок.

В 1945 г. началась новая война, правда на этот раз "холодная". Шведская военщина цепко держалась за Ваксхольм и его окрестности. После реорганизации БО в её задачи входила охрана морской границы, охота за вражескими подлодками. В составе БО появились батальоны заграждения, диверсионно-разведывательные отряды, ракетные подразделения. В 2000 г. стационарные батареи БО Швеции были деактивированы, за неимением внешнего врага.

Собственно цитадель была передана в руки SVF (Национальное Бюро Собственности) в 1993 г., хотя военные оставили цитадель ещё в 1935 г. В 1994-2003 ремонт и переустройство происходили в этих стенах - конференц-залы, кафе, музейные помещения, а также гостиница в казематах Северного донжона. В 2002 г в ведение SVF перешли Риндо редут и Съяро-форт, и относительно недавно - форт Оскар-Фредриксборг, где ныне происходит полномасштабный ремонт и реновация и вообще хрен проникнешь.

Впечатления

Шведский Кронштадт - вот что такое Ваксхольм. В "Линию Ваксхольм" входят не только собственно цитадель, но ещё пара дюжин фортов и батарей на островах Стокгольмского архипелага. Ехать надо не на пару дней, а на месяц как минимум...

Впечатления самые что ни на есть радужные - то есть вот так вот должен быть обустроен объект национальной исторической важности (да и вся страна, пожалуй). По шведски чисто. "Евроремонт" мало заметен, много аутентичных штучек на стенах и вокруг - выключатели, предохранители, распредщиты, шпингалеты на оконных рамах, сами рамы, древнее пианино в углу. Весьма познавательный музей. Пушки, пушки, пушки...

Можно остаться на ночь, ничего не закрыто, можно бродить где хочешь или сидеть на бастионе и выпивать с видом на вечерние огни Ваксхольма и проходящие по форватеру корабли...

Гостиница в крепости. Дорогая, блин (4*) ... Нумера оборудованы в орудийных казематах. Гостиница очень уютная и своеобразная, но надо учесть при заселении, что в нумерах - метровой толщины стены, нет ни радио, ни TV, ни интернету и тишина по ночам - оглушительная... Такое я как то раз испытал в таёжной избе во время многодневного снегопада при полном безветрии.

Ночёвка в крепости требует определённой подготовки, опыта и силы воли и порекомендовать её можно только волевым состоятельным людям, глубоко увлечённым фортификацией и краеведением (шведским, естественно)...

На верх страницы
Домой > Ваксхольм: Главная Цитадель Музей Пушки Форт Оскар-Фредриксборг Форт Бювикc Редут Риндо Ваксхольмская линия Где это План Ссылки
Старая Ладога  Шлиссельбург  Кексгольм  Копорье  Выборг  Замок Бип  Гатчина К.Б.монастырь Петропавловка Тихвин Изборск Псков Ивангород Новгород Порхов Печоры Латрун Масада Разеборг Савонлинна Тааветти Лаппеенранта Хамина Кюменьгород Хямеэнлинна Кастельхольм Турку Свартхольм Нарва Таллинн Ваксхольм Висбю Карлстен Оскарсборг Хойторп Фредрикстен Хегра Хемсё
Форт Ино  Форт Красная Горка  Кронштадт  Форт Александр  Сев. Форты  Юж. Форты  Свеаборг  Ханко 
Береговая Артиллерия 
КаУР  Линия Маннергейма  Невский пятачок  Карельский вал  КрУР  Линия Салпа  Линия Харапарског  Готландский  УР 
English version
Я в ВК   Я в FaceBook
Гостевая Книга (не работает, сука)
П о и с к
manufactured by Goss.Ru
Hosted by: hc.ru

Alex Goss Photography - Фотографии городов и стран, битв и сражений, разного и прочего...